среда, 12 февраля 2020 г.

МИФ: вентиляция – это дорого. Вентиляция в школе. Как избавиться от духоты в классе.

Если Вы уже здесь, постарайтесь эту информацию дочитать до конца. И быть может, Вы примите правильное решение для улучшения здоровья и успеваемости своего ребенка.



Тема здорового воздуха и вентиляции кабинетов И КЛАССОВ в ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ «всплывает» регулярно.

Обморок или простуда?
На одном форуме в теме описывалась вентиляция в школе и приводился случай, когда несколько учеников упало в обморок из-за духоты. Преподавателю пришлось проветривать кабинет каждые 20 минут. Урок прерывали, открывали окна настежь, все выходили в коридор и ждали, пока воздух в кабинете не станет свежее. На дворе были зима – можно только гадать, сколько детей простыло после такого сурового проветривания класса.
Когда ребенок задыхается во время урока и падает в обморок – это совсем критичные случаи, и случаются они редко. Но в целом проблема школьной вентиляции «зреет» уже давно. Причем не только в России, но и в Европе. Эксперты Всемирной организации здравоохранения бьют тревогу: европейские дети страдают от духоты, неприятных запахов и сырости в школьных помещениях. Доклад об этом опубликован в апреле 2015 года, то есть проблема актуальна и сегодня.
Большинство школ – это старые здания. Возможно, когда-то их вентиляция работала исправно. Теперь почти во всех зданиях стоят пластиковые окна. Они превращают кабинет в герметичную камеру практически без воздухообмена. Внутри быстро растет концентрация углекислого газа, который и является причиной плохого самочувствия учеников.
Прежде мы уже рассказывали про влияние СО2 на умственную деятельность. Если углекислого газа слишком много, люди становятся менее внимательными, хуже обрабатывают информацию, им сложнее сконцентрироваться на задаче, появляется так называемый «синдром хронической усталости».
Критический уровень для взрослых людей – 1000-1500 ppm. Для детей – еще ниже. В идеале углекислого газа в помещении должно быть столько же, сколько и на улице: в пределах 500-600 ppm.

Душно в классе: чем дышит ребенок во время урока?
Обычно школы располагаются в городской черте, по соседству с шумными и загазованными дорогами. Поэтому окна во время урока обычно закрыты. В холодное время года закрывают окна еще и из-за сквозняков. Давайте посмотрим, что при этом происходит с воздухом в кабинете.
Перед вами график: как меняется уровень СО2 в течение уроков (на примере двух больших уроков по 2 часа и перерывом между ними).
Красная линия показывает, сколько СО2 в кабинете с закрытыми окнами и без хорошей приточной вентиляции. Уже во время первого урока значение превышает 3000 ppm. Для полноценного проветривания 15-минутной перемены недостаточно – на второй паре углекислого газа становится еще больше.
В случае с 45-минутными уроками и более частыми перерывами картина будет более оптимистичной, но все равно уровень СО2 будет выше допустимого. Как вы считаете: справедливо требовать от детей хороших оценок в таких условиях? И при этом, все знают, что повышенное содержание СО2 пагубновлияет на здоровье детей?
Синяя линия – это изменение концентрации СО2 в классе с исправной вентиляцией. Окна закрыты, но воздух в помещении постоянно обновляется. Количество углекислого газа может изредка превышать условный максимум 1000 ppm, но с правильной вентиляцией в классе уровень СО2 скоро придет в норму.
Остается понять, как сделать приточную вентиляцию в школе, классе, и сколько это будет стоить администрации и родителям.

Вентиляция в школе: не смешиваем, а выталкиваем
Обычная вентиляция в квартире – общеобменная, с равномерным перемешиванием «нового» приточного и «старого» комнатного воздуха по всему объему жилого помещения и выталкивание его в вытяжной канал. Чтобы получить чистый и теплый воздух таким способом, в большинстве случаев применяют принудительную приточно-вытяжную вентиляцию - нужен большой приток с улицы и мощный нагреватель.
В школах разумнее использовать вытесняющую вентиляцию – в ней не происходит полного перемешивания воздуха. Приточное устройство располагается над батарей отопления под подоконником или возле окна на высоте 2-2.0 м над полом. Оно подает внутрь уличный воздух, который попадает на восходящие тепловые потоки от прибора отопления и, выделяемые теплоизбытки учащихся и оргтехники, находящейся в аудитории класса. Попадая в помещение, поток воздуха, стремящийся к низу, смешивается с потоками теплоизбытков, загрязняется выдыхаемым СО2 и нагретым поднимается вверх (теплый воздух всегда стремится вверх) и нагревается до средней температуры помещения.
В итоге вся духота, повышенная влажность, СО2 под воздействием циркуляции воздуха выдавливается поступающим свежим воздухом и удаляются в вытяжную вентиляцию. А ученики сидят в «нижних слоях атмосферы» при комфортной температуре и дышат сбалансированным воздухом.
Исправная работа вытяжной вентиляции – это основное условие исправной работы приточного устройства.
Вентиляция есть система из двух противоположностей – притока и вытяжки, одно без другого не работает, ибо «природа пустоты не любит» 
(Ломоносов М. Ю.).

От слов к делу
Это была длинная вводная часть. Теперь о конкретных решениях: как именно можно улучшить вентиляцию в школе?
Есть мощные приточные установки, которые подают свежий, очищенный и нагретый воздух в огромном объеме – 1000-2000 кубометров в час. Это слишком много для одного класса. Такие агрегаты ставят на целое крыло или даже все здание. А потом разводят воздуховоды по кабинетам. Это требует капитального ремонта: нужно дырявить стены и потолки, а потом заново проводить чистовую отделку. И в дальнейшем школа несет затраты на покупные энергоресурсы и сервисное обслуживание. На это нужно время и деньги, которые не всегда есть у школы.

Миф: вентиляция — это дорого.
Есть более простой и дешевый способ наладить воздухообмен в школе - за счет оптимизации школьной естественной приточно-вытяжной вентиляции:
1.                Приток свежего воздуха обеспечиваем компактными и эргономичными приточными стеновыми вентиляционными клапанами. Они обеспечивают свежим воздухом не все здание, а только одно помещение.
- Холодный воздух с улицы поступает в помещение через декоративную решетку.
- Воздух проходит по пластиковому утепленному воздуховоду через стену.
- Попадая в шумоглушитель, воздух проходит грубую фильтрацию, поглощая шум и пыль.
- Выходя из клапана, воздух с улицы смешивается с восходящим горячим потоком от радиатора и прогреваясь поступает в помещение. Воздух из приточного клапана будет со временем загрязняться, нагреваться и подниматься к вытяжному отверстию под потолком.
- Происходит автоматическое, плавное проветривание помещения без сквозняковых порывов и без потери тепла.
- Пластиковые окна больше не потеют, духота и сухость в помещении исчезают.
- Приточное устройство работает без электричества, за счет перепада давления при исправной вытяжной вентиляции.

Для установки одного компактного приточного клапана Norvind pro нужно всего 264 кв.см. свободного места на стене. Монтаж занимает около часа, при этом ремонт остается в целости и сохранности. Поставьте в классе на три окна 2-3 таких прибора на выходных или после уроков – и уже на следующий день детям станет заметно легче дышать и думать.
Стоит приточный клапан Norvind pro вместе с установкой около 6500 тысяч рублей. Итого, сумма за 2-3 клапана составит около 13000 - 19500 тысяч рублей. Каждый кабинет, как правило, принадлежит какому-то классу, в котором около 30 учеников. Получается, для установки 2-3 приточных клапанов нужно собрать по 433-650 рублей с каждого ученика. В учебном году 10 месяцев – выходит 44-65 рублей за месяц.

2. Удаление грязного воздуха из класса обеспечиваем с помощью ротационной турбины – дефлектора Rotado, которая устанавливается на вентканал или вентшахту на крыше школы и работает за счет силы ветра без электропотребления.
Принцип действия, следующий: ветер, попадая в лопасти дефлектора, заставляет двигаться головку устройства, тем самым разряжая воздух в системе и улучшая тягу. Для того чтобы турбина начала работать, достаточно ветра скоростью 0,5 м/с, так как все детали сделаны из тонкого и лёгкого материала. Чем сильнее ветер, тем выше мощность турбодефлектора.

Все просто! Ветер дует, турбина крутится и увеличивает производительность тяги в 4 раза по сравнению с «козырьковыми» дефлекторами.
Тем самым вы решаете много проблем в автоматическом режиме без электропотребления:
- Сырость и запотевание окон
- Спертый и затхлый запах в помещении
- Грибок и плесень на стенах и потолках
- Обратная тяга в вентиляционных каналах
- Пыль и мусор с улицы даже при закрытых дверях и окнах
Такой крутящийся и сверкающий на солнце шар украсит любую архитектуру школы.
Размер и модель дефлектора подбирается по месту и из расчета вентилируемого объема помещений.
Ориентировочная стоимость одного турбодефлектора модели 300-500 вместе с переходами, доставкой и монтажом составит 20000 – 35000 рублей. Как правило на школьную крышу выходит до 5-ти вентканалов. Если среднестатистическая численность учащихся в школе с 1-го по 11-й классы принять за 1000 человек, то стоимость монтажа 5-ти турбодефлекторов на одного учащегося составит всего 100 – 175 рублей. А в месяц выходит по 10 – 18 рублей.

Резюмируем.
Если все классные руководители и родительские комитеты решат модернизировать вентиляцию в школьных кабинетах, то это будет стоить около 83 рублей в месяц в расчете на одного ученика. За эти деньги дети будут дышать свежим и чистым воздухом на протяжении всего года в любом кабинете школы. Стоит ли это того или нет, каждый руководитель школы и родитель решают сами. Зачастую большие суммы собираются на куда менее важные вещи, чем здоровый воздух для детей. А если привлечь к финансированию решения этой злободневной проблеме коллектив работников школы (они такие же потребители чистого воздуха) или, боюсь фантазировать, депутатский корпус городского муниципалитета…я уже краснею от этих цифр... Когда в наше время «космические корабли бороздят просторы…» мы думаем, как с такими минимальными затратами обеспечить должную вентиляцию (проветривание) класса для повышения качества образования и поддержание здоровья учащихся!?

В наших условиях применение вентиляции с механическим побуждением в малоэтажных общественных зданиях необходимо даже не столько для обеспечения возможности энергосбережения, сколько просто для обеспечения приемлемого качества микроклимата в отапливаемых помещениях школ.
В результате можно получить обеспечение учебных помещений чистым воздухом в автоматическом режиме, а затраты на подогрев сводятся к минимуму.

Подобрать подходящую приточную вентиляцию вы можете, если вышлите на наш электронный адрес td.intech@mail.ru с пометкой «Расчет естественной вентиляции для школы (садика):
- карточку предприятия;
- планировочные решения с экспликацией аудиторий школ (садиков), с их размерами;
- размеры вентшахт на крыше школы (садика);
- если есть такие данные – объемы вентилируемого воздуха помещений, для каждой вентшахты.
Мы постараемся ответить быстро.
 

Комментариев нет:

Отправка комментария